КНИГИня: выпуск от 7.10.2021 - Джулиан Барнс «Шум времени»
Роман делится на три части. В первой из них Шостакович размышляет о себе и мире, стоя ночью 1937 года на лестничной площадке с чемоданчиком в руке (внутри — смена белья, зубной порошок и две пачки папирос «Казбек»). Он вспоминает эпизоды своей жизни. В 26 лет от ставит оперу «Леди Магбет Мценского уезда». Опера была хороша принята критиками в России, и зарубежом. Однажды приезжает Сталин на оперу и не дослушав до конца уезжает. На следующий день в газете «Правда» выходит разгромная статья о том, что опера грубая, примитивная – «сумбур вместо музыки».
Вскоре был казнен поклонник и покровитель Шостаковича – маршал Тухачевский, были арестованы многие друзья и родственники Шостаковича. Сам композитор ждет ареста со дня на день. В надежде уберечь от опасности жену и годовалую дочку, он топчется на площадке с чемоданчиком в руках, ожидая, когда за ним придут.
Во второй части (1948 год) Шостакович летит из Нью-Йорка, со всемирного культурного конгресса, где ему пришлось публично и позорно отречься от своего великого современника и кумира — композитора Стравинского. Дмитрий Шостакович вынужден был читать с листа речь, которую ему заблаговременно подготовили, в которой он сказал, что творчество Стравинского – предателя Родины бессмысленно и бездарно.
Третья часть посвящена старости Шостаковича: композитор едет в персональном автомобиле, продолжая в душе анализировать пережитое. Лейтмотив первой части — страх, второй — стыд, третьей — горечь. Биография Шостаковича в интерпретации Барнса оборачивается глубинной трагедией художника, у которого эпоха под страхом смерти вымогает вещи ему не свойственные — «оптимизм», простоту, двоемыслие…
Чем мы готовы оплатить комфортную жизнь для себя и для своих близких?
Комментарии 0