Войти
 
БИМ Альмет

Ученый ВШЭ Михаил Блинкин о платных парковках: "Штраф устанавливают для того, чтобы не нарушали правила"

19 Февраля 2015, 12:09

В Казанскуй Ратуше состоялась публичная лекция Михаила Блинкина, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики.

 
В рамках выступления ученый поделился своим видением современной транспортной ситуации в стране, в мире и в Казани, а также дал практические рекомендации по решению проблем в этой сфере.

В Казани на один автомобиль приходится в среднем 40 квадратных метров дороги. Для миллионной столицы это - критическая цифра, которая означает, что город обречен на жесткую политику управления спросом автомобильными поездками. Такого мнения придерживается Михаил Блинкин.

По словам Михаила Блинкина, после 1908 года, когда был налажен массовый выпуск автомобилей, их количество в городах Европы и Америки начало увеличиваться в геометрической прогрессии. Однако если 15 лет назад улицы Европы и США напоминали автомобильные лежбища, то сегодня страны освобождаются от автомобильного рабства - на периферии городов жители продолжают пользоваться личным автомобилями, а при необходимости поездки в центр пересаживаются на общественный транспорт.

В Россию этот тренд приходит с опозданием: сегодня мы наблюдаем растущие темпы автомобилизации и, как следствие, увеличение заторовых ситуаций, отметил лектор. Ведущие урбанисты мира и отечественные практики ставят неутешительный прогноз – если не предпринять мер, российские мегаполисы, в том числе и Казань, ожидает транспортный коллапс.

Чтобы освободить Россию от автомобильной зависимости, Михаил Блинкин предлагает воспользоваться опытом европейских стран, где в последние годы наблюдается снижение прироста количества автомобилей. При этом обеспечение городской мобильности путем строительства новых дорог – задача неразрешимая, поскольку на это не хватит ни бюджета, ни территории города.

«Дороги на пространстве республики мы обязаны строить, дороги в городе – уже не суждено построить. Спрос на ежедневные автомобильные поездки диктуется дешевизной. Города России – тесные, и без установления реальной цены владения автомобилем решения мы не найдем. Если не будут приняты меры, то мы из абсолютно скромных по сегодняшним меркам 4-бальных пробок совершенно спокойно переедем в 10-бальные пробки», - сказал М.Блинкин.

Ученый уверен, что Казань с ее узкими улицами в центре и растущим уровнем автомобилизации без ограничительных мер не сможет обеспечить комфортную среду для жителей, в том числе для пользователей дорог. Муниципалитет должен взять на себя задачи по избавлению центра города от транзитной функции, улучшению качественных характеристик дорожной сети и общественного транспорта, тщательного планировочного строительства. Ключевым в этом списке мер является регулирование парковочного режима.

«Цена парковки зависит от дня недели, времени суток, продолжительности парковочного сеанса. Для регулирования тарифа нужна практика: позднее она может стать выше или ниже. То же самое и со штрафами за неправильную парковку, они трактуется не как фискальная мера, а как устрашающая. Штраф устанавливают не для того, чтобы его платили, а чтобы не нарушали правила. Стоимость часа парковки мы не можем сопоставить со стоимостью трамвайного билета», - отметил М.Блинкин.

По мнению ученого, 50 рублей в час – это оптимальная цена для парковки в центре Казани, которую позднее можно будет регулировать.

Побочным эффектом введения платных парковок в центре городаможет стать увеличение загруженности автомобилями во дворах.

«Во дворах город обязан провести межевание. Жители должны договориться между собой. Все то, что за межой – это общественное пространство, за парковку здесь надо платить. Парковка на тротуарах может трактоваться как самозахват общественного пространства. К такому решению пока ни один город мира не пришел, но рано или поздно придет. То, что творится в жилых кварталах, подчас хуже ситуации в центре: владельцы ставят свои автомобили на детских площадках, загораживают машинами мусорные баки, препятствуют проезду машин специальных служб», - говорит М.Блинкин.

Ученый привел пример применения в городах и более радикальных мер. Так, в Европе обсуждается закон введения налога за проезженный километраж.

В отношении Казани Михаил Блинкин все же дает оптимистичный прогноз.

«В Казани бываю часто и могу сказать, что здесь в части решения транспортных проблем преобладают разумные варианты», - цитирует слова ученого пресс-служба Мэрии Казани.


Автор текста: Гульнур Галимова
Источник фото: Array
Теги: Новости Казани

Читайте также

Комментарии 0