В Казани покажут "историю человеческой жизни"
С 8 по 10 июля в Казани состоятся гастроли Московского государственного академического Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского.
На сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета имени М. Джалиля буду показаны два спектакля — «Холстомер» и «Три Пинто». В Казань театр Покровского приезжает второй раз, однако предыдущие гастроли проходили еще в советское время: в 1988 году здесь были показаны оперы «Директор театра» В. А. Моцарта, «Гименей» Г. Ф. Генделя, «Брачный вексель» Дж. Россини, «Скупой» В. Пашкевича и «Граф Калиостро» М. Таривердиева.
Нынешние гастроли пройдут в рамках федеральной программы «Большие гастроли 2015» при участии Федерального центра поддержки гастрольной деятельности.
8 июля зрителей ждет опера Владимира Кобекина «Холстомер» по одноименной повести Льва Толстого, премьера которой состоялась в Камерном музыкальном театре имени Б. А. Покровского в октябре 2012 года.
В «истории лошади» Толстого — история человеческой жизни. Повесть была закончена в 1886 году и относится к произведениям, созданным писателем после глубокого кризиса и переосмысления им многих земных ценностей.
Это произведение не раз привлекало внимание людей театра. Выдающуюся сценическую интерпретацию повести в 1975 году создали на сцене ленинградского Большого драматического театра режиссеры Георгий Товстоногов и Марк Розовский, где главную роль блестяще исполнил Евгений Лебедев.
«Холстомер» Владимира Кобекина, одного из самых исполняемых современных российских композиторов, дважды лауреата премии «Золотая маска», представляет собой новое прочтение шедевра Толстого. Это поистине русская опера, вобравшая в себя лучшие национальные традиции от Глинки, Мусоргского до Стравинского, Прокофьева и Шостаковича. Колорит ее музыки удивительно соответствует народным образам повести и отражается в многожанровом калейдоскопе мелодий: таких, кажется порой, знакомых, и в то же время звучащих оригинально и современно. На этом поэтичном фоне сюжет разворачивается динамично и остро. Кобекин — чуткий и опытный драматург — умело расставляет акценты, заставляя зрителей на одном дыхании переживать полную радостей и разочарований судьбу Холстомера. Спектакль Михаила Кислярова по своей пластике, энергетике и обилию танцевальных номеров близок мюзиклу.
Опера была закончена композитором в 2012 году и оркестрована специально для Камерного музыкального театра, который представил мировую премьеру этого сочинения.
ПРЕССА о спектакле:
«Композитора Владимира Кобекина уже называют "современным Верди", подразумевая количество написанных им опер — два десятка — и умение попадать во вкусы аудитории. Рассчитанный маневр композитора — узнаваемое интонационное поле, в котором слышны реминисценции Стравинского и Шостаковича, Прокофьева, фольклора, песен, романсов, ритмов джаза и рока. Режиссер Михаил Кисляров из этого музыкального "калейдоскопа" создал сценически
виртуозное действо, в котором смешались люди, кони, ржанье, топот, танцы с "коленцами", "житие" Холстомера — от рождения до смерти, человеческие истории - любви, измены, коллизии юности и старости, итога и начала».
Ирина Муравьева, Российская газета. №5901, 4 октября 2012 г.
«Постановщик Михаил Кисляров придумал стильную пластическую режиссуру, избежав соблазна заиграться с «кентаврами», в чем его сильно поддержали своей «индустриальной» сценографией художник Виктор Вольский и громко-ритмичным, как неудержимый конский скок, звучанием оркестр под управлением Владимира Агронского.
Запоминается молодой Холстомер — этакий античный Фавн (Александр Полковников), — и конюх-коновал Тарас (тенор Павел Перемузов), а из сцен — эффектно поставленный эпизод расправы над мерином, напоминающий знаменитую картину Петрова-Водкина «Купание красного коня».
Мария Бабалова. Труд. №143, 3 октября 2012 г.
«Черное пространство сцены с мобильными лестницами — это и конюшня, и большой тракт, и городские улицы. Юный Холстомер в пегом трико и Холстомер старый в рваной пестрой дерюге сообща собирают в фокус действие, от которого и грустно, и смешно. Как и должно быть в "Холстомере"».
Майя Крылова, Новые известия. 15 октября 2012 г.
10 июля театр представит оперу «Три Пинто» К. М. фон Вебера – Г. Малера. Это эксклюзивный проект театра, осуществленный по инициативе и под руководством выдающегося дирижера, музыкального руководителя театра Геннадия Николаевича Рождественского в 2013 г. Именно Рождественский привез в Россию эту без преувеличения уникальную оперную партитуру: Густав Малер сочинил ее по эскизам Карла Марии фон Вебера. «Три Пинто» стала единственной комической оперой создателя немецкого романтического музыкального театра Вебера, и осталась единственной оперой великого симфониста Малера.
Помимо протокольной уникальности, опера Вебера – Малера обладает такими музыкальными достоинствами, что кажется удивительным, почему она до сих пор не завоевала всемирную популярность. Ее музыка, с первых тактов захватывающая радостной атмосферой и яркими мелодиями, вобрала в себя лучшие оперные традиции XIX века.
Кроме этого опера «Три Пинто» имеет практически детективную историю создания. Вебер начал работать над ней в 1820 г., но по разным причинам отложил замысел, и хотя мысли о завершении оперы не оставляли его до конца жизни, партитура так и осталась неоконченной. Вдова Вебера обращалась ко многим композиторам, в том числе Мейерберу, с просьбой завершить оперу своего мужа. Но никто не соглашался, так как не только досочинить музыку, но расшифровать веберовские эскизы было трудно. И лишь в 1886 году, когда праздновалось столетие со дня рождения Вебера, уже его внук, Карл Вебер-младший, сумел уговорить молодого Густава Малера закончить оперу своего великого предшественника.
Премьера «Трех Пинто» состоялась в 1888 году в Лейпциге под управлением самого Малера и принесла ему первое международное признание как композитора и дирижера. Малеру удалось не просто завершить оперу, но уловить и передать стиль и дух музыки Вебера. К сожалению, сценическая судьба оперы складывалась непросто. После смерти Малера она постепенно исчезла из европейского репертуара. Возрождение интереса к ней началось во второй половине XX века, и в последние 10-15 лет «Три Пинто» все чаще появляется в афишах престижных европейских театров и фестивалей
Идея постановки оперы «Три Пинто» в Камерном музыкальном театре им. Б. А. Покровского, как уже говорилось, принадлежит его музыкальному руководителю, выдающемуся дирижеру, народному артисту СССР Геннадию Рождественскому. Он — блестящий знаток русской и зарубежной музыки, — хорошо известен в музыкальном мире как специалист по малоизвестным и забытым шедеврам классического наследия. Его эрудиция и безупречный музыкальный вкус — залог того, что каждое избранное им сочинение представляет собой художественную ценность и безусловный интерес для всех любителей и профессионалов музыкального театра.
Творческим импульсом при создания визуального и пластического образа спектакля послужило творчество Марселя Марсо — легендарного французского актера-мима, 90-летие со дня рождения которого в 2013 году отмечал весь мир. В постановке режиссера и хореографа Михаила Кислярова и сценографии Сергея Бархина эта комедия характеров и положений предстала в виде легкого, веселого и остроумного спектакля.
В этой постановке театр решился на эксперимент: опера исполняется на немецком языке, но зрители не увидят привычной бегущей строки с переводом. Содержание раскрывается в разговорных диалогах на русском языке, в которые перенесен и текст вокальных номеров.
Комментарии 0